На Главную / На ВНИИ/ Москва

На Следующую

Введение в страну "Информатика"

Москва

Нормативные документы

Вычислительная техника

Они были первыми

Методисты

Преподаватели

Учебные пособия

Наши учителя

База данных ВТ ПТУ Беларуси в 1995 г

База данных ВТ ССУЗ Беларуси в 1995 г

Статья о проблемах информатизации

Об итогах олимпиад 1990-1995 г

Олимпиады 1995 г

База данных ВТ ПТУ 2008

Информатизация ПТО

Цифровизация ПТО и ССО

Внедрение нанотехнологий

МЭСМ

Малая электронно-счетная машина (МЭСМ)

Информатизация отечественного образования началась в 1985 году, после государственной реформы образования 1984 года и введения в её рамках нового учебного предмета «Основы информатики и вычислительной техники». Весной 1985-го было принято постановление «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс». В том же году начались первые поставки компьютеров в учебные заведения. Основной формой оборудования стал КУВТ- комплекс из 8-15 компьютеров, объединённых в локальную сеть. Никаких стандартов на состав КУВТ на тот момент не существовало, оснащение образовательных учреждений также долгое время велось достаточно бессистемно. В результате, было создано большое количество КУВТ на базе различных бытовых и персональных компьютеров, как отечественных, так и зарубежных. Все эти КУВТ не были совместимы между собой аппаратно и программно.
Эксплуатация КУВТ разных типов продолжалась до начала 1990-х годов. В начале 1990-х в образовательные учреждения были осуществлены первые поставки КУВТ на базе IBM PC-совместимых компьютеров, и на протяжении 1990-х годов вырабатывались общие стандарты. В настоящее время применяются только КУВТ на основе современных IBM PC-совместимых компьютеров.

Материал из Википедии 1995 г.

Велихов Е.П.

Академик АН СССР Велихов Евгений Петрович - автор предложений в ЦК КПСС о компьютеризации учебных заведений

Минск-22

ЭВМ "Минск 22"

Минск-2 На полупроводниках. Главный конструктор — В. В. Пржиялковский. Система команд — двухадресная, 100 команд. Длина слова — 37 разрядов. В машинном слове помещался знак числа и 12 восьмеричных или 9 десятичных разрядов, либо число с плавающей запятой, либо 6 алфавитно-цифровых символов в телеграфном коде МТК-2. Конструкция построена на основе сменных ячеек на транзисторах П-16А, всего использовано 7500 транзисторов и 18000 диодов на 1286 ячейках. Тактовая частота — 250 кГц. Занимаемая площадь полного комплекта оборудования — 40 кв.м. Потребляемая мощность — не более 4 кВт. Выпускалась с 1963 года, до конца 1964 года всего выпущено 118 машин, не считая модификации.
«Минск-22», «Минск-22М»
Модификация «Минск-2». Расширены возможности по подключению внешних устройств. Всего было выпущено 734 машины.
 
«Минск-23» Модификация «Минск-2». Выпущено 28 машин. Главный конструктор — В. В. Пржиялковский. Некоторые идеи разработки были взяты от IBM 1401. Предназначалась для обработки данных, планово-экономических задач, обработки статистики.
Минск-32 Выпускалась с 1968 года по 1975 год. Всего было выпущено около 3000 машин. Самая массовая ЭВМ второго поколения в СССР. Главный конструктор — В. В. Пржиялковский.

 

 

Динамика развития

 

 

 

Ключик к информатике

 

 

Введение в страну "Информатика"

В 1954 году под руководством молодого академика Академии УССР Сергея Алексеевича Лебедева была построена первая советская быстродействующая электронная счетная машина БЭСМ-1 , которая явилась прообразом электронных вычислительных машин высокого класса. В 1985 году, учитывая опыт преподавания в нашей стране  и опыт других стран, ученые во главе с академиками  Е. П. Велиховым и А. П. Ершовым разработали  предложения в ЦК КПСС о компьютеризации учебных заведений, по которым  было принято постановление пленума ЦК КПСС от 28 марта 1985 г.  № 271 «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс» в школах, профтехучилищах и техникумах».

В 1985 году на ХХVII съезде Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев указал в своем докладе, что на данном этапе развития общества особенно важно обеспечить компьютерную грамотность учащихся и широкое внедрение вычислительной техники в учебный процесс.

 

28 марта 1985 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР издали постановление № 271 "О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс". В соответствии с этим постановлением, начиная с 1985/86 учебного года во всех средних общеобразовательных школах, средних профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях страны вводился предмет "Основы информатики и вычислительной техники".

26 апреля 1985 года ЦК КПБ и Совет Министров БССР издали постановление № 140 "О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс".

23 мая 1985 года был опубликован Приказ Госпрофобра СССР № 89 "О задачах по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 марта 1985 года № 271 "О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс".

14 июня 1985 года был опубликован Приказ Госпрофобра БССР № 86 "О задачах по выполнению постановления ЦК КПБ и Совета Министров БССР от 26 апреля 1985 года № 140 "О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс".
 

Основные этапы становления и внедрения информационных технологий в учебный процесс

В 1972 году в Москве был открыт Учебно- производственный центр вычислительной техники на базе Института Электронных управляющих машин Министерства приборостроения, в котором один раз в неделю начали обучать учащихся школ программированию. Это были первые шаги  в приобщении учащихся  к вычислительной технике.
В 1983 году  во все учебные заведения среднего специального и профессионально- технического образования поступило письмо о внедрении в учебный процесс нового предмета "Основы программирования и вычислительной техники".
Отсутствие в стране необходимого количества преподавателей по этому предмету вызвало привлечение к этому процессу преподавателей технических дисциплин, математиков, физиков, которые прошли срочную переподготовку  и повышение квалификации в соответствующих учебных заведениях.
Это были очень трудные годы:

  • отсутствие специалистов –преподавателей;
  • отсутствие вычислительной техники в учебных заведениях;
  • отсутствие учебников;
  • отсутствие методической литературы;
  • отсутствие опыта преподавания.

В 1985 году,  учитывая свой опыт и опыт других стран,  предмет "Основы программирования и вычислительной техники" заменили на предмет "Основы информатики и вычислительной техники". Первый учебник по этому предмету написал академик СО АН СССР Андрей Петрович Ершов.

Ершов А.П.

Ершов А.П.

 

Академик СО АН СССР Андрей Петрович Ершов


В 1987 году для расширения кругозора учащихся профессионально- технических училищ был внедрён ещё один предмет "Автоматизация производства". Затем  объединили предметы "Основы информатики и вычислительной техники" и "Автоматизация производства" в один предмет "Практическое применение ЭВМ".
В системе среднего специального образования в 1996 – 97 гг.  была разработана программа предмета "Прикладная информатика", которая используется и поныне.
Кроме того, в средних специальных учебных заведениях появились новые предмета, посвящённые проблемам внедрения вычислительной техники в учебный процесс- "Системы автоматизированного проектирования и программирование" и "Автоматизированные системы управления".
За все эти годы  процесс внедрения вычислительной техники, сначала как предмета, а затем и внедрение её в другие дисциплины, прошёл много этапов. Каждый этап  имел своё название:

  • компьютеризация образования (КО) – 1985- 1987 гг.;
  • информатизация образования (ИО) – 1987- 1989 гг.;
  • новые информационные технологии (НИТ) – 1989- 1995 гг.;
  • интернетизация образования – Дистанционное обучение ( ДО) – 1995- 2022 гг.

Менялось содержание  программ обучения и сама техника и, как следствие, название периода.
При чём, весь процесс внедрения вычислительной техники по аппаратному обеспечению можно разделить соответственно на четыре периода:

  • 1. Безмашинный вариант – программируемые микрокалькуляторы;
  • 2. Мини и микро- ЭВМ;
  • 3. Персональные компьютеры;
  • 4. Локальные и глобальные сети.

Вся эпоха внедрения вычислительной техники в учебный процесс состоит из двух больших витков:

  • 1. Одиночные компьютеры;
  • 2. Компьютеры в сети.

         Сейчас мы находимся на втором витке информатизации.  На первом витке единственным пользователем вычислительной техники был преподаватель информатики.  Это объясняется тем, что преподавание предмета информатики долго было ориентировано на обучение учащихся: на изучение вопросов алгоритмизации и программирования, освоение множества конкретных информационных технологий. Это было сложно для широкого внедрения в массы, но нужно для становления и подготовки нового витка информатизации. 
Долгие годы преподаватель информатики был единственным носителем компьютерной грамотности и новой культуры информатизации. Администрация органов управления и учебных заведений вежливо обходила содержание и сущность проблем информатики, ограничиваясь только вопросами приобретения вычислительной техники. Это долгие годы тормозило внедрение компьютеров в учебный процесс.
Увеличение парка компьютеров в учебных заведениях, изменение содержания предметов по вычислительной технике, появление домашних компьютеров, возросший спрос на информационные технологии, появление Интернета наконец – то привлекло  администраторов к проблемам информатизации и широкому внедрению в учебный процесс. Общество осознало: новая экономика требует новых современных технологий во всём и в первую очередь – информационных.
В настоящее время происходит интенсивное внедрение информатики во все отрасли народного хозяйства и, как следствие, во многие предметы учебного процесса школы, средних специальных учебных заведений, профессионально- технических учебных заведений. В соответствии с традиционным определением, информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.  Информатика становится фундаментальной наукой, как математика, физика, химия. Её темы приобретают новое звучание - информационные технологии, которые становятся необходимыми знаниями, пользующимися огромным спросом во многих отраслях: в промышленности, в образовании, в политике, в быту.
И самое важное во всём этом процессе - администратор становится пользователем вычислительной техники! Он поднимает вопрос о широком её внедрении в учебный процесс! Это Информационная революция! Компьютеры постепенно, но настойчиво входят в жизнь учреждений, предприятий, офисов.
Информационная революция – это следствие развития индустриальной революции 20 века. Общество становится информационно грамотным, т. е. информационно культурным. Основная черта информационного общества- интенсивное внедрение компьютерных технологий
Особую важность в этом процессе имеет применение новых программных продуктов для разработки новых средств обучения – электронных учебников, тестирующих программ, библиотек знаний по многим предметам. Мы сейчас находимся на новом этапе. Многие пользователи уже не выписывают газет: они систематически читают новости по сети, причем любой страны; читают книги, смотрят кинофильмы, расплачиваются по счетам, заказывают билеты, покупают товары, работают по сети в других странах.

Заикина Валерия Ивановна,

2002 г