Введение в страну "Информатика"
В 1954 году под руководством молодого академика Академии УССР Сергея Алексеевича Лебедева была построена первая советская быстродействующая электронная счетная машина БЭСМ-1 , которая явилась прообразом электронных вычислительных машин высокого класса. В 1985 году, учитывая опыт преподавания в нашей стране и опыт других стран, ученые во главе с академиками Е. П. Велиховым и А. П. Ершовым разработали предложения в ЦК КПСС о компьютеризации учебных заведений, по которым было принято постановление пленума ЦК КПСС от 28 марта 1985 г. № 271 «О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс» в школах, профтехучилищах и техникумах».
В 1985 году на ХХVII съезде Генеральный секретарь ЦК КПСС Михаил Сергеевич Горбачев указал в своем докладе, что на данном этапе развития общества особенно важно обеспечить компьютерную грамотность учащихся и широкое внедрение вычислительной техники в учебный процесс.
|
28 марта 1985 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР издали постановление № 271 "О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс". В соответствии с этим постановлением, начиная с 1985/86 учебного года во всех средних общеобразовательных школах, средних профессионально-технических училищах и средних специальных учебных заведениях страны вводился предмет "Основы информатики и вычислительной техники".
26 апреля 1985 года ЦК КПБ и Совет Министров БССР издали постановление № 140 "О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс".
23 мая 1985 года был опубликован Приказ Госпрофобра СССР № 89 "О задачах по выполнению постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 28 марта 1985 года № 271 "О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс".
14 июня 1985 года был опубликован Приказ Госпрофобра БССР № 86 "О задачах по выполнению постановления ЦК КПБ и Совета Министров БССР от 26 апреля 1985 года № 140 "О мерах по обеспечению компьютерной грамотности учащихся средних учебных заведений и широкого внедрения электронно-вычислительной техники в учебный процесс". |
|
Основные этапы становления и внедрения информационных технологий в учебный процесс
В 1972 году в Москве был открыт Учебно- производственный центр вычислительной техники на базе Института Электронных управляющих машин Министерства приборостроения, в котором один раз в неделю начали обучать учащихся школ программированию. Это были первые шаги в приобщении учащихся к вычислительной технике.
В 1983 году во все учебные заведения среднего специального и профессионально- технического образования поступило письмо о внедрении в учебный процесс нового предмета "Основы программирования и вычислительной техники".
Отсутствие в стране необходимого количества преподавателей по этому предмету вызвало привлечение к этому процессу преподавателей технических дисциплин, математиков, физиков, которые прошли срочную переподготовку и повышение квалификации в соответствующих учебных заведениях. Это были очень трудные годы:
- отсутствие специалистов –преподавателей;
- отсутствие вычислительной техники в учебных заведениях;
- отсутствие учебников;
- отсутствие методической литературы;
- отсутствие опыта преподавания.
В 1985 году, учитывая свой опыт и опыт других стран, предмет "Основы программирования и вычислительной техники" заменили на предмет "Основы информатики и вычислительной техники". Первый учебник по этому предмету написал академик СО АН СССР Андрей Петрович Ершов.
Академик СО АН СССР Андрей Петрович Ершов
В 1987 году для расширения кругозора учащихся профессионально- технических училищ был внедрён ещё один предмет "Автоматизация производства". Затем объединили предметы "Основы информатики и вычислительной техники" и "Автоматизация производства" в один предмет "Практическое применение ЭВМ".
В системе среднего специального образования в 1996 – 97 гг. была разработана программа предмета "Прикладная информатика", которая используется и поныне.
Кроме того, в средних специальных учебных заведениях появились новые предмета, посвящённые проблемам внедрения вычислительной техники в учебный процесс- "Системы автоматизированного проектирования и программирование" и "Автоматизированные системы управления".
За все эти годы процесс внедрения вычислительной техники, сначала как предмета, а затем и внедрение её в другие дисциплины, прошёл много этапов. Каждый этап имел своё название:
- компьютеризация образования (КО) – 1985- 1987 гг.;
- информатизация образования (ИО) – 1987- 1989 гг.;
- новые информационные технологии (НИТ) – 1989- 1995 гг.;
- интернетизация образования – Дистанционное обучение ( ДО) – 1995- 2022 гг.
Менялось содержание программ обучения и сама техника и, как следствие, название периода.
При чём, весь процесс внедрения вычислительной техники по аппаратному обеспечению можно разделить соответственно на четыре периода:
- 1. Безмашинный вариант – программируемые микрокалькуляторы;
- 2. Мини и микро- ЭВМ;
- 3. Персональные компьютеры;
- 4. Локальные и глобальные сети.
Вся эпоха внедрения вычислительной техники в учебный процесс состоит из двух больших витков:
- 1. Одиночные компьютеры;
- 2. Компьютеры в сети.
Сейчас мы находимся на втором витке информатизации. На первом витке единственным пользователем вычислительной техники был преподаватель информатики. Это объясняется тем, что преподавание предмета информатики долго было ориентировано на обучение учащихся: на изучение вопросов алгоритмизации и программирования, освоение множества конкретных информационных технологий. Это было сложно для широкого внедрения в массы, но нужно для становления и подготовки нового витка информатизации.
Долгие годы преподаватель информатики был единственным носителем компьютерной грамотности и новой культуры информатизации. Администрация органов управления и учебных заведений вежливо обходила содержание и сущность проблем информатики, ограничиваясь только вопросами приобретения вычислительной техники. Это долгие годы тормозило внедрение компьютеров в учебный процесс.
Увеличение парка компьютеров в учебных заведениях, изменение содержания предметов по вычислительной технике, появление домашних компьютеров, возросший спрос на информационные технологии, появление Интернета наконец – то привлекло администраторов к проблемам информатизации и широкому внедрению в учебный процесс. Общество осознало: новая экономика требует новых современных технологий во всём и в первую очередь – информационных.
В настоящее время происходит интенсивное внедрение информатики во все отрасли народного хозяйства и, как следствие, во многие предметы учебного процесса школы, средних специальных учебных заведений, профессионально- технических учебных заведений. В соответствии с традиционным определением, информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Информатика становится фундаментальной наукой, как математика, физика, химия. Её темы приобретают новое звучание - информационные технологии, которые становятся необходимыми знаниями, пользующимися огромным спросом во многих отраслях: в промышленности, в образовании, в политике, в быту.
И самое важное во всём этом процессе - администратор становится пользователем вычислительной техники! Он поднимает вопрос о широком её внедрении в учебный процесс! Это Информационная революция! Компьютеры постепенно, но настойчиво входят в жизнь учреждений, предприятий, офисов.
Информационная революция – это следствие развития индустриальной революции 20 века. Общество становится информационно грамотным, т. е. информационно культурным. Основная черта информационного общества- интенсивное внедрение компьютерных технологий
Особую важность в этом процессе имеет применение новых программных продуктов для разработки новых средств обучения – электронных учебников, тестирующих программ, библиотек знаний по многим предметам. Мы сейчас находимся на новом этапе. Многие пользователи уже не выписывают газет: они систематически читают новости по сети, причем любой страны; читают книги, смотрят кинофильмы, расплачиваются по счетам, заказывают билеты, покупают товары, работают по сети в других странах.
Заикина Валерия Ивановна,
2002 г