СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ПТО В 1995 г.

КРЮКОВА Э.Л., к.техн.н. Института информатики БССР, ЗАИКИНА В.И., ведущий специалист по информатике управления профтехобразования Министерства образования

На современном этапе развития белорусского общества, в условиях непрерывных реформ и  реконструкций всех его структур, преобладания рыночных отношений в сфере трудоустройства, негативно отражающихся в первую очередь на молодежи, (по последним данным, 12% выпускников школ, профессионально-технических и высших учебных заведений не находят работу),требуются новые подходы к обеспечению высокого качества профессиональной подготовки учащихся, которые позволили бы им иметь преимущества на рынке труда.
Это особенно касается сферы профессионально-технического образования, которое приобретает в настоящее время актуальное значение, т.к. дает возможность молодежи сравнительно  рано  получить
профессию и приступить к самостоятельной деятельности.
По состоянию на 1 сентября 1995 года в системе Министерства образования Республики Беларусь имеется 242 профессионально-технических училища, из них: 70 - сельскохозяйственного профиля, 47 - строительного, 68 - в области машиностроения (в том числе, приборостроения, транспорта и химической промышленности), 57 - в области легкой промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного  питания. Ежегодно они выпускают свыше 60 тысяч специалистов.
Приведённые цифры характеризуют систему профессионально-технического образования в Республике как достаточно развитую.
Можно считать, что первоначальый этап информатизации в системе профтехобразования в Беларуси пройден. Свыше 85 % профтехучилищ Республики имеют вычислительную технику, широко используют типовые программы по общеобразовательным предметам, а также педагогические программные средства по ряду спецпредметов.
В 1989 году Министерством образования Республики двадцать профессионально-технических училищ были определены как опорные по информатизации образования.Эта организационная форма оказалась удачной: совместными усилиями преподавателей, мастеров производственного обучения и программистов-профессионалов разработаны и успешно используются около 300 программных продуктов по различным темам спецпредметов.
Процесс информатизации осуществлялся дифференцированно, с учетом специфики конкретных пользователей и уровня их подгото­вки (ознакомительный, пользовательский, специализированный), что позволило адаптировать возможности средств вычислительной тех­ники и информатики к потребностям различных сфер информатиза­ции в профессионально-техническом образовании (сельские и строительные училища, машиностроение, электрорадиоприборостроение и др.).
На базе лучших профтехучилищ создаются региональные вычислительные центры по разработке и внедрению программно-педагогических средств, оказанию консультационной помощи по использованию этих средств в других учебных заведениях, организуются курсы повышения квалификации педагогических кадров, проводятся семинары для преподавательского состава и т.д.
Мировой и отечественный опыт информатизации в социальной сфере свидетельствует, что информатизация в системе образования невозможна без четкой политики и поддержки государства. В Республике эти аспекты по отношению к сфере образования отражены в Программе информатизации Республики Беларусь на период 1989-1996 и до 2000 года.
Однако, время показывает, что отношение к процессам информатизации в системе образования должно быть дифференцировано глубже ,в соответствии со спецификой его отдельных уровней.
В частности, специфика профессионально-технического образования состоит в его массовости, не всегда высоком уровне базовой подготовки обучаемых, разнохарактерности процесса обучения(теоретическое и производственное), не соответствии материально-технической базы современным требованиям. Это требует привлечения в эту сферу больших материальных ресурсов, создания особой педагогической структуры средств обучения, специфичной подготовки инженерно-педагогических кадров.
Опыт развитых стран (например, США, Швеция) показал неэффективность профессиональной подготовки детей в школе, и в настоящее время предпочтение отдается профессиональным училищам. Профессиональные лицеи оказываются в центре внимания правительств, предпринимателей, профсоюзов, так как они готовят квалифицированных рабочих и техников, составляющих основу пирамиды, на которой зиждется экономическое процветание государства.
В условиях рынка, одним из основных механизмов которого является конкуренция, высоки требования к качеству труда, которое обеспечивается уровнем профессиональной подготовки работника.
Требования рынка стимулируют открытие новых учебных заведений по актуальнейшим направлениям народного хозяйства, в том числе ,на коммерческих началах; они требуют пересмотра качества подготовки выпускников государственных  профтехучилищ.
Высокий профессионализм стоит дорого, но и хорошо окупается, поэтому необходим пересмотр государственной политики в сфере народного образования  в  целом  и в сфере профессионального и профессионально-технического, в частности.
Задачей настоящей концепции является определение основных принципов информатизации развития профессионально- технического образования в новых условиях, методов и средств реализации этих принципов, а также мероприятий, необходимых для поддержки сферы профессионально-технического образования со стороны государства.
Основные цели и принципы информатизации в системе
профессионально-технического образования

Специфика системы профессионально-технического образования, в частности, большое количество обучаемых, необходимость учета уровня начального образования и способности к обучению каждого в целях своевременной профориентации, относительная слабость про­фессиональной подготовки инженерно-педагогических кадров и их недостаточность создают особые трудности в организации качественного учебного процесса.
Обеспечение качества образования и его организации по различным аспектам педагогической и управленческой деятельности требуют новых подходов, учитывающих требования времени.
Основной целью профессионально-технического образования яв­ляется качественная подготовка специалиста, духовно и физически развитого, имеющего среднее образование, профессию и трудовые навыки работы по специальности.
Реализация этого процесса имеет следующие специфические особенности:
1) наличие двух, а в некоторых училищах трёх-четырёх моделей образования:
рабочая специальность высокой квалификации с од­новременным  получением  среднего  образования; рабочая специальность без получения среднего об­разования;
специальность техника;
специальность инженера;
2) наличие двух видов обучения: теоретическое обучение; производственное обучение;
3) наличие разных уровней начальной подготовки учащихся:
на базе 7 классов /эксперимент/;
на базе 9 классов;
на базе 11...12 классов;
4) учащиеся с ослабленными способностями.
Цели и принципы информатизации в системе профессионально-технического образования определяются спецификой процессов и средств собственно обучения в этой системе и спецификой управления этим процессом.
Эффективность учебного процесса является функцией многих аргументов. Одним из важнейших в настоящее время признается ин­формационная насыщенность процесса, которая требует в современных условиях широкого применения вычислительной техники для хранения, обработки и предоставления информации.
Применение вычислительной техники и связанных с ними новых информационных технологий позволяют повысить качество обучения и возможно при соблюдении главного принципа - взаимосвязанности при достижении двух основных целей :

повышение качества учебного процесса;

повышение квалификации  инженерно – педагогического персонала.

Информатизация профессионально-технического образования, как составная часть  общего процесса информатизации общества,  имеет общей  целью  повышение эффективности  учебного процесса за счёт расширения объёмов предоставляемой информации и усовершенствования   методов работы  с  нею, а также нацелена  на  приобретение пользователями опыта использования новых информационных технологий (НИТ)  в индивидуальной профессиональной деятельности.
Решение проблемы информатизации учебного процесса требует соответствующего пересмотра методологии преподавания и содержания учебных программ и курсов в разрезе различных профессий, рациональной организации собственно учебного процесса, обеспечивающей его преемственность на всех уровнях обучения и четкую организацию .
Использование вычислительной техники в процессах обучения и профессиональной деятельности требует также соответствующего пересмотра и активизации деятельности по внедрению информационных технологий в учебные процессы с учетом современных требований к квалификации кадров: высококвалифицированный специалист во всех сферах народного хозяйства будет существенно влиять на все аспекты жизнедеятельности общества. Вместе с тем необходимо учитывать и особенности деятельности профтехучилища.
Необходимость четкости управления учебным процессом и организации его материально-технического обеспечения требуют соответствующего пересмотра организации управления как внутри учреждения  так и за его пределами.
Управленческая деятельность в учебном заведении включает: управление процессом обучения; управление административно-хозяйственной деятельностью учебного заведения; организация взаимодействия с базовыми предприятиями. Повышение эффективности этих процессов  также  должно  идти через  использование  новых технологий управления, базирующихся, в первую очередь, на существующих разработках в области информатизации управления и учитывать специфику административно-управленческой деятельности в профессионально-технических училищах.
Педагогические проблемы информатизации и способы их решения
Интенсификация процесса обучения предполагает безусловное повышение эффективности использования научно-педагогического потенциала, однако, решением этой задачи педагогика занималась всегда. Значительное продвижение в этом направлении может быть достигнуто за счет формирования педагогических технологий как принципиально новых структур по всем аспектам организации педагогических систем и процедур распределения ресурсов для достижения специфических и потенциально воспроизводимых педагогических
результатов.
В основе современной методологии обучения лежат следующие основные принципы:
активизация учебного процесса;
наличие межпредметных связей;
повышение самостоятельности учащегося;
индивидуальный подход к учащемуся;
хорошо отработанная режиссура учебного процесса ;
программированное обучение, позволяющее ученику выбирать в обучении оптимальный для него путь;
разработка способов диагностики успешности процесса усвоения;
безупречная работа механизма обратной связи, вовремя обнаруживающая ошибки и корректирующая процесс обучения.
В результате все учащиеся получают одинаково качественные знания, но разными способами, в соответствии с их способностями. Таков основной путь кибернетизации учебного процесса. Разумеется кибернетизация не возможна без информатизации и компьютеризации учебного процесса:
информатизация предусматривает знание основ методологии производства и использования информации, выбор основ оптимального информационного режима учебного процесса, соблюдение правил работы с  информацией, умение  работать  с элементами информационного обеспечения - в результате достигается максимальная информативность учебного занятия и учебника;
компьютеризация предполагает использование всех возможностей вычислительной  техники, в первую очередь, персонального компьютера.
Отечественная школа всех уровней отстает в области компьютеризации учебных процессов от развитых зарубежных стран, однако следует отметить, что достижение соотношения "один ученик  -  один  персональный  компьютер" (норма, достигнутая в США в высшем образовании и только в единичных случаях - в среднем об­разовании) мало что дает.
Одним из важных показателей "рентабельности" информатизации процесса обучения является соотношение педагогической эффективности компьютерного обучения и обычного урока. Основным достоинством компьютера с позиций кибернетической педагогики считается возможность учебного моделирования - представления изучаемых объектов и явлений в их внутреннем развитии с созданием учащемуся условий самостоятельного конструирования объектов и управления их динамикой.
Главное дидактическое свойство моделирования заключается в том, что оно предполагает активное, осмысленное исследование мате­риала, а не простое заучивание суммы готовых сведений. Работа с моделью прививает обучаемым исследовательские навыки, закладывает основы алгоритмического мышления, приучает к активному управлению компьютером, повышает интерес к изучаемому предмету.
В кибернетической педагогике должны  использоваться  новые подходы к оптимизации учебного процесса на основе информационно-психологического моделирования .Для этого необходимо регулировать такие параметры учебного процесса, как:
физический объем (продолжительность);
информационный объем (длина представляемого текста); информационная емкость (количество передаваемой информации); компактность (соотношение  информационного  и   физического объемов);
информационная плотность (соотношение информационной емкости и информационного объема).
Алгоритм управления обучением должен учитывать индивидуальные способности обучаемого и условия реального учебного процесса. При этом важен учет двух параметров:
состояние знаний обучаемого;
скорость усвоения обучаемым новых знаний.
В настоящее время наметились четкие тенденции в определении концептуальных направлений компьютеризации образования. Курс программирования занимает все меньше места в такой концепции, уступая место подготовке пользователей ЭВМ, умеющих работать с текстовыми редакторами, базами данных (и создавать их), электронными таблицами, телекоммуникационными системами.
Анализ современных средств компьютерного обучения показывает, что они направлены, в основном, на освоение учащимся уже готовых знаний. Даже наиболее удачные из педагогических программных средств в обучающей части демонстрируют изучаемые процессы (в противоположность "электронным учебникам"), а в контролирующей части требуют от ученика активного формирования ответа, а не "лотерейного" выбора из набора готовых вариантов). Вероятно, до появления достаточно мощных компьютерных систем с искусственным интеллектом эти обучающие средства будут давать приемлемый эффект при изучении тех дисциплин, где основное внимание уделяется освоению раз и навсегда заданных фактов и алгоритмов (изучение языков, истории и других статических дисциплин).
При изучении естественных дисциплин и спецпредметов не столько важно дать ученику известные факты и законы, сколько научить его самого познавать окружающий мир. Поэтому важны лабораторные работы по физике, химии, электротехнике и др. Однако круг возможностей лабораторных работ в профессионально-техническом учебном заведении достаточно ограничен по соображениям стоимости и техники безопасности. Поэтому компьютер незаменим при изучении естественных и спецдисциплин в качестве средства, позволяющего моделировать естественные и технологические процессы хотя бы в рамках лабораторных работ.
Технологические проблемы информатизации и способы решения
Во всех странах мира первый этап внедрения информационных технологий в народное образование связан с насыщением школ, колледжей, университетов персональной вычисительной  техникой и другим оборудованием. Предпочтение во всех странах отдавалось отечественным моделям компьютеров. Поэтому вскоре реально дала себя почувствовать проблема несовместимости компьютеров, что заставило перейти к решению задачи унификации технического обеспечения, разработке универсальных компьютеров.
К средствам обучения, подтвердившим свою эффективность, относится видеозапись. Она имеет самый высокий рейтинг среди новых обучающих технологий.
Электронная почта и телеконференции в области образования незаменимы при обслуживании учащихся заочных форм обучения и инвалидов.
Актуальными становятся технологии гипертекста и гипермедиа. Они позволяют пользователю быстро анализировать информацию, создавать целостные блоки материалов, содержащие текст, статическую и динамическую графику, видео- и аудио информацию и т.д.
Наиболее впечатляющим по своим дидактическим свойствам является интерактивное видео, представляющее собой соединение возможностей компьютера и видеодиска. Его использование ограничивается высокой стоимостью программного обеспечения и оборудования.
Наиболее перспективными в системе образования считаются оптические диски. С их помощью могут создаваться библиотеки любых объемов и формироваться базы данных в любой предметной области.
Для возможности обучения детей и лиц с физическими недостатками создаются специализированные компьютерные системы: устройства для обучения глухих и слабослышащих специальной азбуке и артикуляции, устройства со звуковым воспроизведением информации и др.
Начинается процесс объединения школьных компьютеров в локальные сети с использованием коммутируемых каналов телефонной связи. Как правило, эти сети используются в интерактивном режиме.
Остро стоит проблема разработки и обеспечения совместимости программного обеспечения. Требования к качеству автономных обучающих программ непрерывно растут. Для повышения эффективности программного обеспечения предпринимается координация их разработки в международном масштабе. Создаются агенства по оценке существующего программного обеспечения: в Канаде -база данных сове­та при министерстве образования, в Японии - центр по изучению программного обеспечения для образования при министерстве образования, в Великобритании - Национальная служба по образовательным информационным ресурсам, в США - микрокомпьютерный центр Сан- Мэтью в Калифорнии и центр по применению компьютеров в образовании во Флориде .
Из сказанного  следует, что  в  мировой практике наблюдается тенденция к централизованному планированию как единому разумному выбору в области компьютеризации народного образования. Однако, по мнению ряда  специалистов, такой  крупномасштабный  единообразный подход  и излишнее увлечение унификацией компьютерных программ в системе обучения могут сделать негибким использование информационных технологий на местах (в школах, училищах, колледжах и других учебных заведениях).
В частности, психологи отмечают болезненную реакцию творчески работающего педагога на навязываемые шаблоны и стандарты. Такому преподавателю не имеет смысла использовать в своей работе составленные кем-то обучающие программы. Обучающая программа должна соответствовать методическим вкусам, привычкам, предпочтениям педагога.
Несоблюдение этого принципа стало основной причиной относительных неудач компьютерного обучения во многих странах мира. Наиболее показателен опыт США во внедрении интерактивной технологии обучения. В частности, попытки организовать компьютерное обучение на базе национальной сети ЭВМ привели к отчуждению преподавателя от учебного процесса и закончились неудачей.
Не нашла спроса и дидактическая программная продукция, созданная группами высококвалифицированных программистов разработчиков компьютерных игр. Причиной явилось пренебрежение к психолого-педагогическим и методическим аспектам проблемы. В то же время наибольшего успеха добились книгоиздатели, которые снабдили популярные учебники компьютерной поддержкой, организовав для этого группы учителей и программистов.
Как правило, преподаватель или методист не являются профессиональными программистами, а программисты далеки от проблем педагогики. Поэтому на успех могут претендовать еще два подхода:
заказ необходимых педагогических программных средств, разрабатываемых группами программистов по сценариям учителей;
разработка специальных инструментальных средств, ориентированных на учителя, которые позволят ему самому создавать обучающие программы, поддерживающие учебный процесс.
Недостатки в разработке педагогических средств по заказу вытекают из трудностей учета разнообразных аспектов их последующего использования и модификации, а также относительно высокой стоимости. Достоинством подхода является высокий технический уровень конечного программного продукта, что обуславливается возможностью использования разнообразного инструментария вплоть до программирования наиболее тонких и нестандартных фрагментов на низком языковом уровне.
Разработка инструментальных средств для педагога снимает вышеуказанные трудности, но приводит к снижению технического уровня программного продукта.
Поэтому в настоящее время начаты работы по проектированию такого инструментария, который позволял бы творческую часть (методику и сценарий) создавать педагогу, а рутину копирования - программному продукту.
Эффект применения средств электронной техники в системах обучения не реализуется автоматически: их внедрению предшествует всесторонняя организационно-методическая подготовка, соответствующая подготовка преподавательского состава, учащихся, наличие достаточного количества ЭВМ и программного обеспечения к ним.
Организационная структура использования ЭВМ в учебном процессе может быть представлена тремя уровнями:
общеобразовательным;
общетехническим;
специальным.
Общеобразовательный уровень обеспечивает  фундаментальную и общеобразовательную подготовку учащихся по применению ЭВМ в пос­ледующем обучении. Средства общеобразовательного уровня включают учебные классы общего назначения на базе IBM-совместимых ЭВМ с теледоступом к центральной ЭВМ, а также классы учебной вычислительной технике (КУВТ)- Корвет, Ямаха, Немига, УКНЦ, КУВТ-86 и др. Общетехнический уровень обеспечивает подготовку по общим  и отдельным специальным дисциплинам (системы автоматизации проектирования по специальности, лабораторные работы, курсовое проектирование по специальным дисциплинам, дипломное проектирование); самостоятельную работу учащихся; обеспечение подготовки слушателей курсов повышения квалификации и др.).
Средства общетехнического уровня включают классы проблемно- -ориентированной подготовки в области микропроцессорной техники, гибких производственных систем, их элементов и т.д. на базе ЭВМ различных  типов, совместимых  с IBM, при относительной унификации средств вычислительной  техники  и  совместимости программного и аппаратного обеспечения.
Специальный уровень обеспечивает поддержку обучения и подготовки в узкой области специальности.
Средства специальной подготовки по соответствующим дисциплинам требуют разработки специальных автоматизированных курсов, включающих возможности доступа к базам  данных, решения задач моделирования, представления информации в различных формах и т.д.
Необходимым условием работоспособности и эффективности такой структуры является четкая преемственность подготовки учащихся на всех уровнях: школа -училище(техникум) - институт, которая реализуется через гармонизированную систему обучающих программ,
обеспечивающих непрерывную подготовку учащихся в области применения средств вычислительной техники и информатики.
Для реализации этой системы необходимо использовать все элементы уже сложившейся государственной инфраструктуры информатизации: средства передачи информации, системы баз и банков данных локальных и общего пользования ,возможности территориальных компьютерных центров и т.д.
Для учета специфики профессионально-технического обучения должна создаваться инфраструктура информатизации на уровне учебных заведений и курирующих их органов и организаций:   центры по разработке и внедрению новых информационных технологий в сфере образования (при ведущих учебных заведениях); библиотеки (фонды) автоматизированных учебных курсов и обучающих программ;      экспертные советы по оценке качества и аттестации программно-технических средств обучения.
При Министерстве образования необходимо создание автоматизированной информационной системы, ядром которой должен стать полипредметный банк данных по различным аспектам организации образования в Республике, обеспечения его ресурсами всех видов, концентрирующий накопленный педагогический опыт в сфере образования.
Подключение этой системы к международным информационно-вычислительным сетям и их банкам данных позволит получать и распространять в Республике информацию о зарубежном опыте и исследованиях в области информатизации учебного процесса и его обеспечения.
Проблема подготовки кадров  и  пути ее решения
Для системы профессионально-технического образования особенно острой является проблема кадрового обеспечения учебного процесса. Эта система требует слаженной работы очень сложного по кадровому составу  педагогического  коллектива, различающегося  по видам образования, уровню квалификации и т.д.:
преподавателей общеобразовательных предметов - педагогов;
преподавателей спецпредметов -инженеров, инженеров-педагогов, техников;
мастеров производственного обучения - инженеров, техников;
воспитателей.
Сложности кадрового обеспечения определяются также теми фактами, что система профессионально-технического образования до настоящего времени не была престижной: контингент обучаемых был представлен наиболее слабо успевающими учащимися школ; оплата труда преподавателей и мастеров производственного обучения была и остается сравнительно низкой.
Приток молодежи в училища и требования к повышению качества профессиональной подготовки молодых рабочих и техников обязывают изменить кадровую политику, привлекая в систему профтехобразова­ния высококвалифицированных педагогов, инженеров, мастеров, глубоко знающих производство и методологию преподавания.
Сложившаяся кадровая структура требует совершенствования, для чего необходимо :
обеспечить переподготовку кадров, способных широко использовать средства информатизации в повседневной деятельности;
ввести в кадровый состав всех учебных заведений квалифицированных специалистов по вычислительной технике, в том числе ввести должность заместителя директора по информатизации ;
регулярно осуществлять мероприятия по повышению квалификации кадров на базе вычислительной техники.
С учетом мирового опыта для концентрации усилий и экономии средств на разработку и внедрение средств информационных технологий в работу учебных профессионально-технических заведений, создание баз и банков данных для обеспечения учебных процессов целесообразно создать региональные учебно-методические вычислительные центры, обеспечив их кадрами высокой квалификации, современной вычислительной техникой, возможностью подключения к мощным информационным ресурсам.
Экономические проблемы информатизации и пути их решения
Информатизация профессионально - технического образования требует существенных финансовых и материально-технических средств. Для ее реализации необходимо финансирование на оснащение и переоснащение учебных классов современной техникой и обеспечение ее соответствующими программными средствами; пересмотр методик преподавания и содержания курсов с ориентацией их на средства информатизации; переподготовка кадров для сферы профессионально-технического образования и т.д.
В настоящее время училища имеют в среднем по одному классу вычислительной техники. Для информатизации учебного процесса в полной мере необходимо еще по 4 класса, что составляет по Республике 1108 классов. Для оснащения центров информатизации необходимо порядка 70 компьютеров. В целом на компьютеризацию в сфере профессионально-технического образования необходимо не менее 30 млрд. рублей.
На повышение квалификации кадров необходимо порядка 7 млрд. рублей в год из расчета необходимости переподготовки 1600 человек. Для финансирования работы центров информатизации - оснащение и годовой фонд оплаты труда не менее 20 сотрудников в каждом
- потребуется порядка 7,0 млрд. и 300 млн. рублей соответственно. Общий объем затрат на финансирование работ по информатизации составит на 1995-2000 годы порядка 75 млрд. рублей (все расчеты произведены в ценах по состоянию на декабрь 1994 года).
Источниками финансирования могут быть :
бюджет Республики - для централизованного приобретения вычислительной техники, разработки базовых программно-технических комплексов, разработки компьютерных курсов;
местные средства (региональные бюджеты), выделяемые на развитие социальной сферы;
собственные средства училищ и региональных центров информатизации образования, получаемые за счет производства и реализации собственных разработок;
привлеченные средства, получаемые из различных источников (спонсоры, общественные организации, международные вклады и др.).
Для поддержки этой системы необходимо обеспечить льготное налогообложение для организаций, передающх или разрабатывающих средства информатизации для системы профтехобразования, принимающих участие в финансировании и материально-технической поддержке информатизации учебных процессов.
Средства информатизации, финансирование разработки которых осуществляется из государственного и местных бюджетов должны передаваться учреждениям системы профессионально-технического образования бесплатно.
Организационные мероприятия по реализации Концепции
Информатизация профессионально-технического образования яв­ляется многоаспектной проблемой и предполагает решение ряда взаимосвязанных задач педагогического, технологического и организационного характеров. Решение этих задач должно осуществляться с использованием современных достижений в области педагогики, информационных технологий и средств информатизации, использующих мировой и отечественный опыт. Первоочередными мероприятиями, подлежащими реализации, следует считать:
1.Внедрение современных компьютерной техники и информационных технологий по всем направлениям деятельности учебных заведений: собственно обучение, профориентация,  подготовка, переподготовка, повышение квалификации преподавателей, управленческих кадров.
2.Организация программно-технологической поддержки педагоги­ческой деятельности преподавателей на основе  внедрения активных методов обучения, стимулирующих развитие творческих способностей обучаемых, индивидуализации и интенсификации обучения. Разработка и создание для педагогов доступного  и  высокоэффективного  компьютерного  инструментария для реализации их творческого потенциала по созданию обучающих курсов, методов и средств:
cоздание комплексного педагогического обеспечения по информатике и дисциплинам, использующим ПЭВМ: новых учебников, методических пособий, дидактических материалов и др.;
- автоматизированных технологий формирования содержания обучения (библиотеки прикладных программ, автоматизированные  сиcтемы баз данных и знаний, экспертные системы и др.).
3.Обеспечение педагогической согласованности новых информационных технологий в обучении на всех уровнях образования: школы - профессионально-технического, среднего специального и высшего.
4.Координация разработок в области информатизации профессионально-технического образования, позволяющая обеспечить высокое качество и доступность средств информатизации, преемственность разработок и  обмен опытом в этой области.
5.Создание системы телекоммуникаций (локальных и глобальных сетей передачи данных).
6.Расширение возможностей существующих и разработка новых компьютерных систем обучения ,обеспечивающим доступ к информационным ресурсам других систем, выход во внешнее информационное пространство.
7.Выделение в государственной инфраструктуре информатизации структур, специализирующихся на научных исследованиях и разработках в   области   информатизации   профтехобразования, разработке, внедрении и обслуживании учебных информационных систем (создание опорных центров информатизации профтехобразования, кабинетов, лабораторий и т.д.).
8.Организация отслеживания социальных последствий информатизации обучения: эффективность внедрения систем компьютерного обучения и их элементов собственно в учебный процесс, его психологические, этические, медицинские, иные аспекты - с целью последующей корректировки отдельных положений концепции, способов и методов их реализации.
9.Организация информационного банка программных средств  профтехобразования, включающего собственные разработки специалистов  Республики и  программные  средства, приобретаемые РИПО на законных основаниях, гарантирующих их качество и правовую защиту.
10.Организация обучения по новым профессиям широкого профиля, которые позволят успешно действовать в  условиях  мирового рынка информационных технологий.

На Следующую