Гордость отечественного профтехобразования

Вся деятельность Верховца Владимира Лукича на посту IIредседателя Государственного Комитета БССР по профессионально-техническому образованию (1980-88 гг.) была направлена на то, чтобы поднять авторитет отечественной системы IITO путем новых достижений в профессиональной подготовке рабочих кадров, создать для молодежи атмосферу творчества, доверия, чтобы профтехобразование могло удовлетворять запросы учащихся.
На эту должность Владимир Лукич пришел уже опытным руководителем, отличным организатором, настоящим педагогом.
Он родился в 1931 году в простой сельской семье в деревне Литвинки Кобринского района Брестской области, а в большую жизнь вышел из стен Брестского пединститута. Сразу, со студенческой скамьи и службы в рядах Советской Армии был призван на комсомольскую работу и уже в неполных 30 лет возглавил Брестскую областную комсомольскую организацию. Затем были почти два десятка лет партийной работы в Столинском, Дрогичинском, Кобринском районах. Мудрым наставником, инициатором и сподвижником многих дел и начинаний проявил себя Владимир Лукич и на посту секретаря Брестского обкома партии по идеологии (1971-1980 гг.).
Восьмилетний период его работы в системе профтехобразования стал целой эпохой преобразований на ниве просвещения.
80-е годы были для IITO знаменательными в процессе его развития. В 1980-87 гг. на обучение в IITY поступало около 100 тыс.человек. Возрастал приток городской молодежи, выпускников базовых школ. Контингент учащихся IITY достиг 158 тыс. чел.
За период руководства Верховца В.Л. система профтехобразования подготовила около 700 тыс. квалифицированных рабочих для 32 союзных и 34 республиканских министерств и ведомств.
85 процентов молодежи начинало свой трудовой путь на производстве через систему профтехобразования.
Все начинания Владимира Лукича подкреплялись совершенствованием форм и методов учебной работы. Укоренялось комплексное методическое обеспечение. Широкое распространение получила экспериментальная работа. В течение 1980-85 гг. было утверждено более 100 экспериментальных учебных планов, заложивших основу для многопрофильной подготовки рабочих. В ряде училищ производственное обучение было организовано по методу «мастер­мастерская». Начала использоваться зачетная система оценки знаний учащихся.
Для обеспечениия компьютерной грамотности и широкого внедрения
электронно-вычислительной техники в учебный процесс во многих училищах были созданы кабинеты информатики и вычислительной техники. Это дало возможность открыть подготовку по 120 новым профессиям.
В 32 училищах можно было получить необходимые         навыки по управлению и обслуживанию техники с микропроцессорами, роботокомплексов, гибких автоматизированных производств. Укреплялась и развивалась материально-техническая база действующих учебных заведений. За период руководства Владимира Лукича было построено 400 объектов, в том числе 26 учебных комплексов, 45 учебных корпусов, 40 мастерских, 54 общественно-бытовых корпусов, 40 интернатов, 48 жилых домов.
Проявлялась большая забота об инженерно-педагогических работниках ПТО, о совершенствовании их профессионального мастерства, повышению их образовательного уровня.
Для работников управленческого аппарата было решено три раза в год проводить республиканские семинары по наиболее наболевшим актуальным
вопросам, учить их на лучшем опыте, который  имелся в республике.
Аналогичные семинары проводили и областные управления.
В 80-е годы профтехобразование Белоруссии стало заметно на союзном уровне. В 1986 г. Госкомитету БССР за достижение высоких результатов было вручено переходящее Красное Знамя Госпрофобра СССР. Двадцать училищ были удостоены премий ВЦСПС, два - премий Ленинского комсомола. Ежегодно, как наилучшим 10 училищам республики Госпрофобром СССР присваивалось звание «Лучшее училище отрасли».
Сорок училищ носили звание «Училище высокой культуры». Высокое качество подготовки белорусские учащиеся демонстрировали на всесоюзных, республиканских и международных конкурсах профмастерства, где завоевывали призовые места.
В целях пропаганды и агитации системы профтехобразования в республике с 1986 года в Минске стали проводиться выставки-ярмарки изделий учащихся ПТУ. Подобные праздники-распродажи стали проводиться ежегодно во всех областных центрах и других крупных городах.
Процесс воспитания наращивал свой потенциал с каждым годом. Были разработаны основные направления организации воспитательной внеклассной работы, главным принципом которой стала полная занятость учащихся.
В бытность Верховца Владимира Лукича были построены Республиканский Дом технического и художественного творчества (директор Романько Л.П.). Построенное в 1986 году новое здание дало возможность функционировать десяткам кружков художественного и технического творчества для учащихся ПТУ и школ. Домом технического и художественного творчества проводились
великолепные выставки творчества учащихся. Лучшие экспонаты отправлялись на ВДНХ СССР и БССР.
Значительно усилилась физкультурно-оздоровительная работа среди учащихся школ и ПТУ с вводом в строй в 1983 году уникального спортивного комплекса «Трудовые резервы» в Зеленом Луге.
Методическим центром организации культурно-массовой работы в профтехучилищах являлся республиканский Дворец культуры профтехобразования (директор Шимченок В.П.). В нем работало 15 коллективов художественной самодеятельности. Хор «Молодость», вокально­инструментальный ансамбль «Красные звезды», ансамбль танца и цимбальный оркестр носили почетное звание «народный». Ансамбль барабанщиц прославил не только систему ПТО, но и Белорусь на Олимпиаде-80 и ХП Всесоюзном фестивале молодежи и студентов в Москве.
Неоценимую роль в пропаганде системы профтехобразования, привлечения молодежи к учебе в ПТУ, формированию интереса к рабочим профессиям сыграл ежемесячный бюллетень Госпрофобра БССР «Рабочая смена», с мая 1986 г. реорганизованный в ежемесячный общественно­политический журнал ЦК ВЛКСМ и Госпрофобра СССР с изданием в Минске.
В разделе книги «Системе профессионально-технического образования 60 лет» Верховец Владимир Лукич отмечал: <<Я пришел в систему прорфтехобразования с открытой душой, добрым сердцем и огромнейшим желанием помочь несколько обиженным судьбой учащимся. . . стать товарищем, коллегой тысячам инженерно-педагогических работников, самоотверженно работающим на ниве подготовки, пополнения рабочего класса, - главной производительной силой любого общества».
Это благое пожелание успешно воплотилось в жизнь в практических делах, творческих замыслах Владимира Лукича Верховца на посту Председателя Государственного Комитета БССР по профессионально-техническому образованию
За свой доблестный труд Владимир Лукич Верховец получил звание отличника народного образования Республики Беларусь, дважды избирался депутатом Верховного Совета БССР, награждался "Орденом Октябрьской революции", двумя орденами "Трудового Красного Знамени", Орденом "Знак почета" и многими медалями.

2010 г.