На Предыдущую/На Следующую

В республике функционирует 224 (в 2007 году – 225) учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования (далее - учебные заведения профтехобразования), из них в системе Минобразования - 222 (в 2007 году – 223).

Из общего количества учебных заведений профтехобразования:
  • профессионально-технических колледжей – 63 (в 2007 году – 56),
  • профессиональных лицеев – 96 (в 2007 году – 77),
  • профессионально-технических училищ – 65 (в 2007 году – 93), из них 15 (в 2007 году – 15) профессионально-технических училищ при исправительных учреждениях Министерства внутренних дел и 2 (в 2007 году – 2) специальных профессионально-технических училища закрытого типа.

Кроме того, подготовка на уровне профессионально-технического образования осуществляется в 9 (в 2007 году – 10) учреждениях образования других уровней.

Общее количество учащихся на уровне профессионально-технического образования в 2008 году по республике составило 99,0 (в 2007 году – 105,1) тыс. человек, из них в учебных заведениях системы Минобразования – 97,8 (в 2007 году – 103,6) тыс. человек.

Образовательный процесс в учебных заведениях профтехобразования обеспечивают 12,5 (в 2007 году – 13,4) тыс. руководящих и педагогических работников.

В учебных заведениях профтехобразования обучается 2138 (в 2007 году – 2256) лиц с особенностями психофизического развития, из них 543 (в 2007 году – 599) инвалида, 4849 (в 2007 году – 5705) сирот и учащихся, оставшихся без опеки родителей, 10175 (в 2007 году – 11042) учащихся, которые на момент поступления проживали на территориях, зараженных радионуклидами.

Главными задачами, на решение которых была направлена работа в 2008 году, являлись:
  • обеспечение структуры и объемов подготовки молодых рабочих (служащих) в соответствии с потребностями отраслей экономики и социальной сферы в рамках реализации государственных и отраслевых программ, важнейших инновационных проектов и тенденций развития регионов, малых и средних городских поселений;
  • усиление информационной, организационной и профориентационной работы для обеспечения в 2008 году прогнозных показателей приема в учебные заведения профтехобразования;
  • повышение качества профессионально-технического образования на основе освоения учащимися новых технологий, материалов, техники, укрепления материально-технической базы учебных заведений в тесном взаимодействии с организациями-заказчиками кадров.

Указанные задачи выполнялись в соответствии с планом мероприятий на 2008 год по реализации Государственной программы развития профессионально-технического образования на 2006-2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.03.2006 г. № 422.

В соответствии с поручением Министерства образования об усилении информационной, организационной и профориентационной работы по обеспечению выполнения прогнозных показателей приема на основе общего базового образования в учебные заведения профтехобразования управлениями образования Брестского, Могилевского, Гомельского облисполкомов было налажено взаимодействие с районными отделами образования, общеобразовательными учреждениями, организациями-заказчиками кадров, проведены соответствующие совещания, установлен постоянный контроль за ходом комплектования, что позволило им обеспечить выполнение увеличенных контрольных цифр. В то же время недостаточная организационная работа с местными органами власти, общеобразовательными учреждениями, организациями-заказчиками кадров в Гродненской и Минской областях не позволили им обеспечить выполнение в полном объеме не только контрольных цифр приема, но и прогнозных показателей приема Госпрограммы.

С учетом потребности отраслей экономики и социальной сферы в 2008 году подготовлено 49,5 тыс. рабочих (109,3 % от прогнозной потребности по Госпрограмме), в том числе для: промышленности- 15,7 тыс. человек; сельского хозяйства – 7,8 тыс. человек; строительства – 11,1 тыс. человек; сферы услуг – 11,6 тыс. человек; других отраслей – 3,3 тыс. человек. Кроме того, учебными заведениями профтехобразования обучено по программам профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации около 26 тыс. человек.

В соответствии с прогнозными показателями приема Государственной программы развития профессионально-технического образования на 2006-2010 годы в 2008 году предусматривалось принять на уровень профессионально-технического образования 46,6 тыс. человек, с учетом возросшей потребности в рабочих кадрах они были увеличены до 49,9 тыс. человек.

В учебные заведения профтехобразования по всем формам получения образования принято 47,7 тыс. человек (102,4 % от прогноза и 95,6 % от скорректированных в сторону увеличения контрольных цифр приема).

При этом в связи с возрастающей потребностью отраслей экономики в сравнении с 2007 годом увеличен прием по строительным профессиям на 1,9 тыс. человек, по профессиям машиностроения и металлообработки на 1,7 тыс. человек. Также предусматривается подготовка рабочих для строящейся атомной станции. С этой целью в 2008 году в учебные заведения профтехобразования принято 1182 человека.

Прием по договорам о подготовке рабочих (служащих) с организациями-заказчиками кадров составил 87,5 % (в 2007 году – 83,8 %). Лучших результатов добились учебные заведения профтехобразования Гомельской, Гродненской и Минской областей. Кроме того, по заявкам органов управления отраслями экономики и социальной сферы и организаций-заказчиков кадров принято 6,7 % поступающих (в 2007 году – 8,2 %). В текущем году 92,6 % выпускников направлены на работу в организации. Наиболее высоких показателей достигли учебные заведения профтехобразования г. Минска, Гомельской и Минской областей.

С целью повышения качества профессионально-технического образования в текущем году разработаны, согласованы с республиканскими органами государственного управления отраслями экономики и социальной сферы и утверждены образовательные стандарты по 28 учебным специальностям профессионально-технического образования, 12 сборников типовой учебно-программной документации, минимальные перечни машин и оборудования по 12 учебным специальностям. Также издано 30 наименований учебников и учебных пособий, соответствующих требованиям обновленной учебно-программной документации. Продолжалась работа по повышению квалификации, переподготовке руководящих и педагогических работников, а также обеспечению стажировок преподавателей специальных предметов и мастеров производственного обучения в организациях. По организации повышения квалификации лучших результатов добились учебные заведения г. Минска, Брестской и Гродненской областей, по обеспечению стажировок – учебные заведения профтехобразования Брестской, Гомельской и Могилевской областей.

Кроме того, проводилась работа по укреплению материально-технической базы учебных заведений профтехобразования. На эти цели в 2008 году из республиканского и местных бюджетов направлено более 29,0 млрд. рублей. Машины и оборудование приобретались также за счет внебюджетных средств учебных заведений профтехобразования, средств организаций-заказчиков кадров.

Вместе с тем, существует ряд нерешенных до конца проблем, над которыми необходимо работать в 2009 году:
  • несоответствие структуры и объемов подготовки молодых рабочих кадров потребностям организаций в отдельных отраслях экономики и регионах;
  • текучесть педагогических кадров, особенно молодых и высококвалифицированных.

Кроме того, в связи с принятием решения по переходу на 11-летний срок обучения в общеобразовательных учреждениях в 2009 году в сравнении с 2008 годом значительно увеличится количество выпускников, завершивших обучение на уровне общего базового образования. С учетом прогноза распределения молодежи по каналам дальнейшего обучения и потребности отраслей экономики в рабочих кадрах, необходимо скорректировать контрольные цифры приема в учебные заведения профтехобразования на 2009 год. Следует увеличить объемы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации, особенно в учебных заведениях профтехобразования г. Минска и Могилевской области. Также необходимо принять организационные и другие меры по повышению престижности рабочих профессий, обеспечить проведение районными (городскими) отделами образования, общеобразовательными учреждениями, учебными заведениями профтехобразования, организациями-заказчиками кадров эффективной профориентационной работы, направленной на получение молодежью профессий рабочих (служащих).

Не способствуют улучшению обеспечения организаций рабочими кадрами отчисление учащихся из учебных заведений профтехобразования по неуважительным причинам, особенно в Брестской, Минской и Могилевской областях, получение выпускниками справки о самостоятельном трудоустройстве из-за отсутствия рабочих мест, особенно в Минской области и г. Минске, и трудоустройство не в соответствии с полученной профессией, особенно в Брестской, Минской и Могилевской областях.

Для решения возникающих проблем был разработан и утвержден Правительством Комплекс мер по дальнейшему развитию системы профессионально-технического и среднего специального образования. В рамках его реализации в 2008 году принято 7 постановлений Совета Министров Республики Беларусь, постановление Министерства труда и социальной защиты и постановление Министерства образования Республики Беларусь, направленные на совершенствование системы планирования и прогнозирования подготовки кадров, повышение престижности обучения в профессионально-технических учебных заведениях, укрепление связей производства с профессионально-техническими учебными заведениями, совершенствование оплаты труда педработников. Реализация норм принятых нормативных правовых актов продолжится в 2009 году.

Основными задачами в 2009 году являются:
  • организация совместной работы с облисполкомами, Мингорисполкомом, иными органами государственного управления по созданию системы прогнозирования потребности в трудовых ресурсах для формирования заказа на подготовку рабочих системе образования в 2011-2015 годах;
  • формирование структуры и объемов подготовки рабочих (служащих) с учетом увеличения числа выпускников общеобразовательных учреждений, получивших общее базовое образование, и в соответствии с потребностями отраслей экономики и социальной сферы в молодых рабочих кадрах;
  • укрепление связей учебных заведений профтехобразования и базовых организаций на основе заключения договоров об их взаимодействии при подготовке рабочих (служащих);
  • повышение престижности обучения в учебных заведениях профтехобразования, адресности подготовки кадров и снижения отчисления учащихся по неуважительным причинам.
Начальник Управления
профессионально-технического
образования Министерства образования
Э.Н. Гончар

 

На Следующую